«Без Кукрыниксов советское искусство просто немыслимо»
Кукрыниксы — коллективный псевдоним, под которым творила команда художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Некоторые из их карикатур военного времени опубликованы в альбоме
«Победа в рисунках»
, который к
«Крыкуп»
Художники Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991), Порфирий Никитич Крылов (1902—1990) и Николай Александрович Соколов (1903—2000) подружились и начали рисовать вместе в
В предисловии к вышедшей в 1930 году книге литературных пародий Александра Архангельского, к которой Кукрыниксы нарисовали шаржи на поэтов и писателей, критик Леопольд Авербух писал:
Этот коллектив, состоящий из трёх молодых художников, также широко известен — к сожалению, пока только преимущественно в литературных кругах. Но Кукрыниксы явно имеют право на большее внимание — многие отнюдь не легкомысленные люди начинают смотреть журнал «На литературном посту» с карикатур Кукрыниксов. Думается, что Кукрыниксы много могут сделать и в театре: у них не только много художественного чутья, но уже и много уменья и верная установка.
В 1931 году Кукрыниксы познакомились с Максимом Горьким. В статье к каталогу их первой персональной выставки, состоявшейся в 1932 году, писатель назвал художников «единосущной и нераздельной троицей».
Как работали эти три художника: как выбирали тему для рисунков, делали эскизы, обсуждали стиль и акценты? Описание творческого процесса Кукрыниксов, который сложился уже в
Первым делом рождается образ, «формула» рисунка — в результате наблюдения за окружающей жизнью, событиями и длительных совместных обсуждений темы.
Обсудив тему, каждый художник уже отдельно работает над эскизом. Из них берётся тот, который, по общему мнению, признан лучшим. Он дополняется, корректируется затем в отдельных его деталях. Таким образом создаётся окончательная редакция эскиза, по которому уже выполняется само произведение.
Если рисунок небольшой, его делает
В книге «Плакат и художественная репродукция» назван художник, которого Кукрыниксы считали своим учителем — это французский график и живописец Оноре Домье.
«Маршкукрыниксы»
Во время Великой Отечественной войны в сотрудничестве с другими художниками и литераторами Кукрыниксы участвовали в создании плакатов «Окна ТАСС». Уже на третий день войны на улицах городов появился первый военный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Николай Соколов вспоминал об этих днях в книге воспоминаний «Наброски по памяти»:
«Шёл третий день войны с фашистской Германией. На улицах Москвы только что расклеен наш первый плакат „Беспощадно разгромим и уничтожим врага!“. На плакате изображено, как красноармеец протыкает штыком голову Гитлера, протягивающего когтистую лапу.
Ежедневно мы, Кукрыниксы, собираемся втроём в общей квартире моей и Крылова, чтобы работать над карикатурами и плакатами. В один из таких дней к нам приходит взволнованный Самуил Яковлевич Маршак.
— Что если нам попробовать работать совместно? Карикатуры и плакаты — ваши, а стихи к ним — мои? — тяжело дыша, предлагает Маршак.
Мы тут же соглашаемся, считая это очень удачным. И начиная со следующего дня мы собираемся за нашим рабочим столом уже вместе с Маршаком. Забывая об усталости, работаем часто бессонными ночами. Делать лучше, быстрее, больше — вот что было единственным стремлением нашего содружества, которое мы в шутку называли „Маршкукрыниксы“.
<…> Работа шла, как правило, за одним столом. Рисовались карикатуры и плакаты, и тут же писались к ним стихи. Стол был завален бумагой, красками. Здесь же были разложены фотографии фашистских главарей и их жертв. Эти материалы нужны были нам как документальные свидетельства, усиливавшие злость нашей сатиры».
Писатель Борис Полевой в книге «Силуэты» рассказывает, как в войну Кукрыниксы, сложив свои сбережения, купили коллективно танк Т-34, изобразили на его борту славянской вязью название «Беспощадный», нарисовали карикатурного Гитлера, удирающего от этого танка, и подарили машину Красной Армии. С экипажем «Беспощадного» Кукрыниксы всю войну поддерживали дружбу. Когда танк в бою был подбит, они оплатили ремонт. «Беспощадный» дошёл почти до Берлина и был подожжён уже в одном из последних сражений войны.
После войны
Когда Великая Отечественная война закончилась, Кукрыниксы вернулись к политической карикатуре и работе над иллюстрированием книг. Они иллюстрировали романы Максима Горького, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Мигеля де Сервантеса. Искусствовед Галина Леонтьевна Демосфенова описывала творческий процесс художников в работе «Как иллюстрируется книга»:
К серии иллюстраций романа М. Горького «Мать» [Кукрыниксы] сделали в общей сложности около 900 эскизов, этюдов и набросков. Из этого числа только на долю портрета Ниловны приходится 90.
Галина Демосфенова цитирует рассказ самих Кукрыниксов о рождении книжной иллюстрации:
«Засели за работу. Рылись во всевозможных материалах, изучали типы, костюмы, причёски, бытовую обстановку. Трудились очень много, работу проделали колоссальную, отнеслись к ней со всей душой. Ведь в «Климе Самгине» более тысячи страниц, а описание того или другого персонажа разбросано порой по всем трём томам. Характеры также развиваются на протяжении всей эпопеи. Нужно было до всего этого докапываться, собирать описания по кусочкам, делать сводки. К тому же вообще в начале работы приходится мучиться, чтобы найти стиль и общее композиционное решение иллюстраций. Это трудно, и находишь это не сразу».
У Кукрыниксов регулярно проходили выставки, издавались альбомы репродукций, о них выходили статьи в газетах. «В тесном содружестве, в упорной, но всегда вдохновенной работе, в дружеских спорах и было создано и создаётся всё кукрыниксовское, без чего наше советское искусство теперь уже просто немыслимо», — написал в 1974 году Борис Полевой в газете «Советская культура».
К